Российское судостроение страдает от нехватки заказов

30.12.2006 [Источник]

94,4% общего тоннажа гражданских судов, построенных за последние 10 лет по заказам российских судовладельцев, произведено за рубежом. Внутри России – только 5,6%. При этом производство гражданской продукции сокращается. За январь–октябрь сокращение составило 3,2%. Особенность ситуации в том, что производство продукции на экспорт увеличилось на 19,7%, а для внутреннего заказчика уменьшилось на 15,1%. За первые 10 месяцев года построено 20 судов разного назначения, в постройке находится 141 судно.

Банковские ставки по кредитам в России слишком велики, а иностранные банки не дают кредитов под строительство судов в России. Поэтому выгоднее строить танкера и сухогрузы за рубежом. Кроме того, у нас высокие налоги и пошлины, повышающие стоимость судна на 20–25%. Нет условий для притока инвестиций. Поэтому расчет на подъем отрасли с помощью гражданских заказов ничем не обоснован.

Российские верфи традиционно специализировались на военных судах, а гражданские строились за рубежом. Поэтому у нас высоки производственные издержки, долгий цикл производства, мало механизации, высокая трудоемкость. Поэтому 44% судов производится по гособоронзаказу, а еще 33% приходится на экспорт военных кораблей.

В этом году спущены на воду корвет «Стерегущий», тральщик пятого поколения и экспортная дизель-электрическая подводная лодка класса «Варшавянка», артиллерийский корабль «Астрахань» для Каспийской флотилии. Амурский судостроительный завод только нынешним летом спустил на воду подводную лодку К-152 «Нерпа» проекта 971 «Щука-Б», заложенную еще в 1988 году. Из-за недостаточного финансирования затягивается даже не на годы, а на десятилетия строительство многих кораблей.

Военный корабль «Мурена-Э» для Республики Корея изготовил Хабаровский судостроительный завод. Стоимость заказа – 100 млн. долларов. С финансированием, как это обычно происходит при работе с инозаказчиком, проблем не было.

Очень много заложено на верфях новых кораблей. Похоже, гораздо больше, чем способен обеспечить гособоронзаказ. Однако это не мешает разрабатывать государственные стратегии и программы развития военно-морского флота, освоения шельфа, строительства скоростных судов и т.д. При этом для зарубежного заказчика строятся самые современные корабли, оснащенные эффективным вооружением, а собственный ВМФ из-за долгостроя получает, как правило, корабли 15–20-летней давности.

В 2006 году принята программа закупки вооружений на период до 2015 года объемом 5 триллионов рублей. Деньги большие, но, насколько эффективно они будут работать, вопрос сложный.




[<<< Следующая новость] [Все новости] [Предыдущая новость >>>]