Чужие просчеты исправит ОСК

27.05.2008 [Источник]

Отечественные судостроительные предприятия для повышения конкурентоспособности должны провести перестройку производства и решить многие вопросы на законодательном уровне. По мнению участников выездного заседания комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга,  эти вопросы во многом призвана решить Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). И хотя юридическое оформление корпорации продолжается, фактически ОСК уже приступила к выполнению своих обязанностей.

Работа над ошибками

Отечественные судостроительные предприятия на сегодняшний день проигрывают в конкурентной борьбе зарубежным компаниям сразу по всем компонентам: в сроках строительства, цене и качестве. При таком положении дел не удивительно, что за последние 10 лет из всех приобретенных российскими судовладельцами судов лишь 6% построены на отечественных верфях. “В этом есть просчеты прошлых лет, - считает представитель ОСК, генеральный директор ФГУП “ЦНИИ технологии судостроения” Валерий Венков. - Объединенная судостроительная корпорация сейчас проводит анализ всех прошлых ошибок, чтобы устранить эти недостатки и стимулировать развитие судостроения ”.

По оценке самих судостроителей, для реанимации всей отрасли многие вопросы необходимо решать на законодательном уровне. В частности, для повышения конкурентоспособности, необходимо устранить законодательные недостатки по ставкам НДС и субсидировать как отечественных судостроителей, так и заказчиков судов. До тех пор судостроительным предприятиям выгоднее будет строить суда на экспорт, поскольку после выполнения контракта или приобретения оборудования для экспортного контракта происходит возврат НДС. При работе на внутренний рынок судостроители подобных привилегий не имеют. Более того, отечественные судостроители привлекают кредитные ресурсы под 15% годовых на три года, тогда как зарубежные компании привлекают кредиты под 5-6% годовых на 15 лет. Кроме того, в субсидиях нуждаются непосредственно заказчики судов. Как отметил Венков, в трехлетнем бюджете РФ предусмотрено 8,4 млрд. рублей для строительства судов в лизинг, из них 1,8 млрд. рублей предусмотрена на 2008 год. Для того чтобы эти деньги попали в уставный капитал ОСК необходимо провести дополнительную эмиссию.

“Все эти предложения – и по НДС, и по антимонопольному законодательству, и по вопросам облегчения ресертификации – неоднократно подавались в ЗакС, в правительство Санкт-Петербурга, на военно-промышленной коллегии, - отметил Венков. – Хотелось бы, чтобы была и обратная связь”.

Перестройка производства

Помимо решений на законодательном уровне для повышения конкурентоспособности российского судостроения необходима структурная перестройка производства. По оценке Венкова, для этого необходим глубокий анализ, поскольку судостроительные предприятия Петербурга производят однотипную продукцию, а кооперация по мощностям практически отсутствует. Например, “Балтийский завод” (входит в Объединенную промышленную корпорацию, ОПК), по оценке ОСК необходимо сохранить для строительства ледокольного флота, несмотря на то, что ОПК строит новую верфь, мощность которой будет превышать суммарные возможности и Балтийского завода, и второго петербургского актива ОПК “Северной верфи”.

Соответствующее предложение ОСК уже направила собственнику предприятия. “ОСК - за сохранение “Балтийского завода” для строительства ледокольного флота, дело - за собственником”, - отметил Венков. При этом он пояснил, что перед судостроителями стоит задача до 2015 года построить около 1000 различных судов, в том числе - ледоколы. Со своей стороны генеральный директор  “Балтийского завода” Александр Чистов отметил, что сегодня предприятие работает в обычном режиме, а портфель заказов завода до 2010 года составляет 10 млрд. рублей. К настоящему времени заключены контракты на производство и поставку судостроительной продукции на общую сумму 5 млрд. рублей, и на такую же сумму заключены контракты по машиностроительной продукции. Предприятие поставляет винто-рулевое оборудование и арматуру для Адмиралтейских верфей и Северной верфи, кроме того, на предприятии размещены заказы для Рособоронэкспорта, “Росэнергоатома” для Белоярской, Ростовской, и других российских АЭС, а также для АЭС в Индии и Китае.

Тем временем еще одно предприятие, входящее в ОПК – ОАО “Северная верфь” планирует создать судостроительный комплекс, который позволит строить гражданские суда, суда для перевозки сжиженного природного газа, ледоколы, суда ледового класса и морские буровые платформы, а также надводные военные корабли всех типов, включая авианосцы. В результате модернизации, предприятие к 2014 году планирует строить не менее 2 газовозов ежегодно (стоимость одного газовоза составляет около $260 млн.). По словам главного инженера предприятия Юрия Таратонова, в рамках модернизации предполагается строительство нового дока длиной 400 м и шириной 60 м, корпусный цех, а также цех по изготовлению криогенных емкостей, которых сейчас нет на предприятии.  "Во всем мире деятельность по изготовлению криогенных емкостей лицензирована. Норвежцы, например, берут $1 млн за предоставление возможности работать по их лицензии", - отметил Таратонов. Кроме этого, в рамках проекта проводится реконструкция и модернизация ряда действующих производств "Северной верфи".

Новое строительство и реконструкция действующих цехов будут произведены без остановки текущего производства и снижения существующих мощностей завода. Строительство начнется в 2008 году. Спустя два года  верфь будет готова к закладке новых крупнотоннажных судов, а еще через три года модернизированный судостроительный комплекс выйдет на полную производственную мощность - 500 тыс. тонн дедвейт в год.

Как сообщил генеральный директор ОАО “Северная верфь” Андрей Фомичев, ОПК готова сотрудничать с ОСК в рамках государственно-частного партнерства. “Хотя мы и самодостаточная структура, мы готовы работать с государственной структурой – ОСК”, - сказал он. На сегодняшний день те заказы, которые размещены на Северной верфи, составляют 75% надводного кораблестроения России. “По ценам мы конкурентоспособны, иначе норвежские заказчики к нам бы просто не пошли. Другой вопрос, что эту проблему надо решать на законодательном уровне. Верфи РФ могут быть загружены при достаточно правильных действиях” – считает Фомичев.




[<<< Следующая новость] [Все новости] [Предыдущая новость >>>]